Модельний закон щодо міжрегіонального співробітництва
СНД; Модель, Міжнародний документ, Закон від 31.10.2007
Документ 997_l44, поточна редакція — Прийняття від 31.10.2007
 

                         Модельный закон 
о межрегиональном сотрудничестве

Принят
на двадцать девятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 29-19
от 31 октября 2007 года)

Настоящий Закон определяет цели, задачи, принципы,
направления и формы деятельности, полномочия органов
государственной власти, государственно-территориальных
(административно-территориальных) и муниципальных образований,
организаций и граждан в области межрегионального сотрудничества.
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные
понятия:
межрегиональное сотрудничество - согласованные действия
участников межрегионального сотрудничества в пределах компетенции,
установленной национальным законодательством, и заключение
договоров и соглашений, необходимых для достижения экономического
и социального прогресса регионов;
регион - государственно-территориальное
(административно-территориальное) образование государства;
участники межрегионального сотрудничества - органы
государственной власти, государственно-территориальные
(административно-территориальные) и муниципальные образования,
юридические и физические лица, общественные организации,
взаимодействующие с соответствующими органами государственной
власти, административно-территориальными и муниципальными
образованиями, юридическими и физическими лицами, общественными
организациями иностранных государств в пределах компетенции,
установленной национальным законодательством, международными
договорами и соглашениями о межрегиональном сотрудничестве;
соглашение о межрегиональном сотрудничестве - соглашение
органов власти государственно-территориального
(административно-территориального) или муниципального образования
с территориальными сообществами или уполномоченными органами
иностранного государства, с которым не имеется общей границы,
регламентирующее правовые, организационные, экономические,
социальные и иные аспекты межрегионального сотрудничества;
проект (программа) межрегионального сотрудничества - комплекс
мероприятий участников межрегионального сотрудничества,
направленных на решение конкретных совместных задач на уровне
региона;
государственная поддержка развития межрегионального
сотрудничества - совокупность решений и действий организационного,
правового и финансового характера центральных органов
государственной власти, направленных на реализацию проектов
(программ) межрегионального сотрудничества;
государственная программа развития межрегионального
сотрудничества - комплекс мер центральных органов государственной
власти, направленных на развитие межрегионального сотрудничества и
осуществляемых с использованием бюджетных средств.
Статья 2. Цели и задачи межрегионального сотрудничества
Основными целями и задачами межрегионального сотрудничества
являются:
- развитие международных и внешнеэкономических связей
государства с иностранными государствами, укрепление дружественных
отношений с международным сообществом;
- устойчивое социально-экономическое развитие регионов,
повышение уровня жизни и благосостояния населения;
- повышение эффективности использования производственной и
социальной инфраструктуры регионов;
- стимулирование увеличения объемов взаимовыгодной торговли,
развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных
связей между участниками межрегионального сотрудничества;
- создание условий для взаимодействия в области науки,
культуры, образования, изучения культурного наследия и языков
иностранных государств, сохранения памятников истории и культуры;
- упрощение взаимного общения заинтересованных органов
власти, деловых кругов и групп населения; поддержка
соотечественников, проживающих за рубежом.
Статья 3. Принципы межрегионального сотрудничества
Межрегиональное сотрудничество основывается на принципах:
- взаимного уважения суверенитета и территориальной
целостности государств;
- взаимного уважения национального законодательства,
добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из
международных договоров и соглашений в области межрегионального
сотрудничества;
- защиты государством прав и законных интересов участников
межрегионального сотрудничества;
- учета региональных особенностей;
- согласованного устранения политических, экономических,
правовых, административных и других препятствий для взаимного
сотрудничества;
- добровольности и взаимовыгодности сотрудничества.
Статья 4. Правовая основа межрегионального сотрудничества
Правовую основу межрегионального сотрудничества составляют
конституция государства, международные договоры, настоящий Закон,
иные законы, соглашения о межрегиональном сотрудничестве,
нормативно-правовые акты государственно-территориальных
(административно-территориальных) и муниципальных образований,
регулирующие отношения в области межрегионального сотрудничества.
Если международным договором государства установлены иные
правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются
правила международного договора.
Статья 5. Государственная политика в области межрегионального
сотрудничества
Государственная политика в области межрегионального
сотрудничества направлена на оказание поддержки и создание
благоприятных условий для эффективного взаимовыгодного
сотрудничества участников межрегионального сотрудничества,
социально-экономического, научно-технического и культурного
развития регионов.
Государственная политика в области межрегионального
сотрудничества основывается на принципах:
- законности;
- четкого распределения задач, полномочий и ответственности
между участниками межрегионального сотрудничества;
- сочетания общегосударственных, региональных и местных
интересов;
- обеспечения равных возможностей для регионов в отношении
межрегионального сотрудничества;
- стабильности, прозрачности и демократичности
межрегионального сотрудничества;
- создания необходимых механизмов обеспечения условий для
осуществления эффективного межрегионального сотрудничества.
Статья 6. Государственная поддержка межрегионального
сотрудничества
Государственная поддержка межрегионального сотрудничества
предусматривает:
- определение приоритетных направлений и видов деятельности в
области межрегионального сотрудничества;
- разработку и выполнение государственных программ развития
межрегионального сотрудничества;
- отбор проектов (программ) межрегионального сотрудничества,
требующих государственной поддержки;
- оказание правовой, организационной, методической,
информационной помощи участникам межрегионального сотрудничества.
Статья 7. Государственные программы развития межрегионального
сотрудничества
Государственные программы развития межрегионального
сотрудничества разрабатываются центральными органами
исполнительной власти с участием государственно-территориальных
(административно-территориальных) и муниципальных образований,
согласуются с уполномоченным центральным органом исполнительной
власти по межрегиональному сотрудничеству, с другими
заинтересованными центральными органами исполнительной власти, к
компетенции которых относятся вопросы межрегионального
сотрудничества, и направляются в установленном порядке на
утверждение правительства.
Государственная финансовая поддержка оказывается
перспективным проектам (программам) межрегионального
сотрудничества, предполагающим наиболее эффективные решения его
актуальных проблем, с учетом целей, приоритетов, необходимых
ресурсов, сроков реализации.
Статья 8. Координация межрегионального сотрудничества
Общую координацию деятельности в области межрегионального
сотрудничества и контроль за соблюдением законодательства в данной
сфере осуществляет специально уполномоченный центральный орган
исполнительной власти по межрегиональному сотрудничеству.
Другие центральные органы исполнительной власти принимают
участие в координации и развитии межрегионального сотрудничества в
соответствии с их компетенцией.
Статья 9. Основные направления и виды деятельности в области
межрегионального сотрудничества
Межрегиональное сотрудничество осуществляется в соответствии
с международными договорами государства и соглашениями
государственно-территориальных (административно-территориальных) и
муниципальных образований о межрегиональном сотрудничестве в
экономической, социальной, научно-технической,
культурно-образовательной, экологической сферах, по вопросам
оказания взаимной помощи в чрезвычайных ситуациях, развития
спортивных, гуманитарных, правоохранительных и иных связей,
способствующих достижению целей и решению задач, установленных
настоящим Законом.
Участники межрегионального сотрудничества могут в пределах
своих полномочий осуществлять следующие виды деятельности:
- внешнеторговая деятельность для удовлетворения региональных
и местных нужд в товарах, производимых иностранными партнерами;
- реализация инвестиционных проектов и
производственно-техническое сотрудничество, в том числе создание
совместных предприятий и финансово-промышленных групп;
- установление прямых связей между хозяйствующими субъектами
в целях привлечения инвестиций и внедрения передовых технологий в
промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других сферах;
- рациональное и безопасное использование природных ресурсов
и охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности
путем обмена информацией о состоянии окружающей среды,
регулирование воздействия экономической деятельности на окружающую
среду (управление промышленными отходами, складирование и
утилизация опасных веществ и т.д.), предупреждение трансграничного
переноса токсичных отходов и выбросов;
- охрана и рациональное использование водных источников,
трансграничных вод и их экосистем;
- содержание и развитие трансграничных систем энерго-, газо-,
тепло-, водоснабжения, канализации;
- разработка и осуществление градостроительных проектов;
- содержание и развитие транспорта, транспортных коммуникаций
и инфраструктуры, оказание транспортных услуг;
- развитие средств связи, информационных сетей, в том числе
телефонных и телеграфных, обеспечение услугами связи;
- предоставление медицинских услуг, обмен медицинским
персоналом, обеспечение санитарного контроля и санитарного
благополучия населения, предотвращение распространения эпидемий и
опасных болезней;
- создание и развитие природоохранных зон, заповедников,
парков, лечебно-оздоровительных зон и курортов;
- разработка и реализация программ по охране и использованию
объектов историко-культурного наследия;
- разработка и реализация совместных проектов
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
совершенствование системы профессионального образования,
подготовка научных кадров, обмен информацией между учебными
заведениями, взаимодействие при изучении и преподавании языков и
культуры народов;
- поддержка и организация молодежных, научных, культурных,
спортивных обменов, проведение праздничных мероприятий, дней
культуры, организация выставок, концертов, спортивных
соревнований;
- оказание помощи соотечественникам в получении образования,
обеспечении учебниками, литературой и периодическими изданиями на
родном языке, организация летнего отдыха;
- оказание туристических услуг, развитие экологического и
сельского туризма, строительство и эксплуатация
туристско-рекреационных объектов, создание туристических
коммуникаций и инфраструктуры;
- правоохранительная деятельность, предупреждение и
пресечение преступлений, борьба с контрабандой, охрана
общественного порядка;
- разработка и реализация программ по изучению и обмену
опытом работы центральных органов исполнительной власти и
муниципальных образований;
- подготовка и повышение квалификации профессиональных кадров
в области межрегионального сотрудничества.
Участники межрегионального сотрудничества могут осуществлять
иные виды деятельности в соответствии с международными договорами
и соглашениями о межрегиональном сотрудничестве.
Статья 10. Формы взаимодействия участников межрегионального
сотрудничества
Основными организационно-правовыми формами взаимодействия
участников межрегионального сотрудничества являются:
- ассоциация государственно-территориальных
(административно-территориальных) образований;
- межмуниципальное объединение;
- совместный координационный орган;
- комиссия, рабочая группа по межрегиональному
сотрудничеству;
- консультации участников (представителей участников)
межрегионального сотрудничества;
- соглашение о межрегиональном сотрудничестве;
- договоренности гражданско-правового характера.
Участники межрегионального сотрудничества могут
взаимодействовать с иностранными партнерами в иных
организационно-правовых формах в соответствии с международными
договорами и соглашениями о межрегиональном сотрудничестве.
Статья 11. Соглашения о межрегиональном сотрудничестве
1. Соглашения о межрегиональном сотрудничестве регламентируют
правовые, организационные, экономические и другие аспекты
сотрудничества договаривающихся сторон.
2. Соглашения о межрегиональном сотрудничестве, заключаемые
органами власти государственно-территориальных
(административно-территориальных) образований и органами
муниципальных образований, должны соответствовать конституции,
международным договорам, национальному законодательству; они не
могут содержать положения, ущемляющие законные интересы других
государственно-территориальных (административно-территориальных) и
муниципальных образований.
3. Органы власти государственно-территориальных
(административно-территориальных) образований заблаговременно
уведомляют уполномоченный центральный орган исполнительной власти
по межрегиональному сотрудничеству, а органы муниципальных
образований - уполномоченный орган исполнительной власти
государственно-территориального (административно-территориального)
образования по межрегиональному сотрудничеству о вступлении в
переговоры с иностранными партнерами о заключении соглашений о
межрегиональном сотрудничестве.
4. Проект соглашения о межрегиональном сотрудничестве,
заключаемого органом власти государственно-территориального
(административно-территориального) образования, не позднее чем за
месяц до подписания представляется для согласования в министерство
иностранных дел и в уполномоченный центральный орган
исполнительной власти по межрегиональному сотрудничеству, а при
необходимости и в другие центральные органы исполнительной власти,
которые информируют орган власти государственно-территориального
(административно-территориального) образования о результатах
рассмотрения проекта соглашения, как правило, не позднее чем через
20 дней после получения проекта указанного соглашения.
5. Проект соглашения о межрегиональном сотрудничестве,
заключаемого органом муниципального образования, не позднее чем за
два месяца до подписания представляется для согласования в
уполномоченный орган исполнительной власти
государственно-территориального (административно-территориального)
образования по межрегиональному сотрудничеству, который по
согласованию с уполномоченным центральным органом исполнительной
власти по межрегиональному сотрудничеству информирует орган
муниципального образования о результатах рассмотрения проекта
соглашения, как правило, не позднее чем через месяц после
получения проекта указанного соглашения.
6. В случае возникновения разногласий между центральными
органами исполнительной власти, органами власти
государственно-территориальных (административно-территориальных)
образований и органами муниципальных образований в отношении
проекта соглашения о межрегиональном сотрудничестве применяются
согласительные процедуры в соответствии с национальным
законодательством.
7. Регистрация и опубликование соглашений о межрегиональном
сотрудничестве производятся в порядке, устанавливаемом
правительством государства.
Статья 12. Совместные органы по межрегиональному
сотрудничеству
Совместные органы по межрегиональному сотрудничеству
создаются органами власти государственно-территориальных
(административно-территориальных) образований и органами
муниципальных образований с уполномоченными органами субъектов
иностранных федеративных государств,
административно-территориальных и муниципальных образований
иностранных государств в соответствии с международными договорами
и соглашениями о межрегиональном сотрудничестве.
Местонахождение, правовой статус, функции, полномочия,
источники финансирования совместных органов по межрегиональному
сотрудничеству определяются международными договорами,
соглашениями о межрегиональном сотрудничестве, законодательством
государства местонахождения, уставами этих органов.
Совместные органы по межрегиональному сотрудничеству могут
образовываться как юридические лица на территории государства. В
отдельных случаях их функции возлагаются на соответствующие
исполнительные органы административно-территориального или
муниципального образования.
Статья 13. Полномочия центральных органов государственной
власти в области межрегионального сотрудничества
Центральные органы государственной власти, к ведению которых
относится межрегиональное сотрудничество, в соответствии с
законодательством:
1) вырабатывают и проводят государственную политику в области
межрегионального сотрудничества;
2) принимают нормативно-правовые акты в области
межрегионального сотрудничества, осуществляют контроль за их
соблюдением;
3) заключают международные договоры о межрегиональном
сотрудничестве с иностранными государствами;
4) координируют деятельность органов власти
государственно-территориальных (административно-территориальных)
образований в области межрегионального сотрудничества;
5) обеспечивают соответствие нормативно-правовых актов
административно-территориальных образований и соглашений о
межрегиональном сотрудничестве конституции государства,
международным договорам, национальному законодательству;
6) оказывают правовую, информационную, методическую,
организационную, финансовую поддержку участникам межрегионального
сотрудничества;
7) устанавливают основные требования к соглашениям о
межрегиональном сотрудничестве, порядку их заключения, регистрации
и реализации;
8) разрабатывают порядок подготовки государственных программ
развития межрегионального сотрудничества и проектов (программ)
межрегионального сотрудничества;
9) рассматривают предложения по включению проектов (программ)
межрегионального сотрудничества в государственные программы его
развития;
10) разрабатывают положения о проведении конкурса проектов
(программ) межрегионального сотрудничества, предлагаемых на
включение в государственные программы его развития;
11) разрабатывают государственные программы развития
межрегионального сотрудничества;
12) осуществляют мониторинг выполнения государственных
программ развития межрегионального сотрудничества;
13) осуществляют координацию и согласование государственных и
региональных программ развития межрегионального сотрудничества при
формировании государственного бюджета на соответствующий год;
14) представляют интересы государства по вопросам
межрегионального сотрудничества в международных организациях.
Статья 14. Полномочия органов власти
государственно-территориальных (административно-территориальных)
образований в области межрегионального сотрудничества
К полномочиям органов власти государственно-территориальных
(административно-территориальных) образований в области
межрегионального сотрудничества относятся:
1) осуществление сотрудничества с уполномоченными органами
субъектов иностранных федеративных государств,
административно-территориальных образований иностранных государств
в соответствии с международными договорами государства, настоящим
Законом, другими законами, соглашениями о межрегиональном
сотрудничестве, нормативно-правовыми актами
административно-территориального образования;
2) принятие нормативно-правовых актов по вопросам
межрегионального сотрудничества на уровне региона в пределах своей
компетенции, осуществление контроля за их соблюдением;
3) обеспечение выполнения международных договоров государства
в области межрегионального развития;
4) проведение переговоров, подготовка и заключение соглашений
о межрегиональном сотрудничестве с уполномоченными органами
субъектов иностранных федеративных государств,
административно-территориальных образований иностранных государств
в порядке, установленном национальным законодательством, и
обеспечение их выполнения;
5) открытие своих представительств за рубежом в целях
реализации соглашений о межрегиональном сотрудничестве;
6) участие в деятельности международных организаций в рамках
органов, созданных специально для целей развития межрегионального
сотрудничества;
7) разработка, утверждение, финансирование, реализация
проектов (программ) межрегионального сотрудничества;
8) создание и участие в деятельности ассоциаций
государственно-территориальных (административно-территориальных)
образований, финансирование их деятельности;
9) назначение должностных лиц в совместные координационные
органы, комиссии, рабочие группы по межрегиональному
сотрудничеству;
10) участие в разработке государственных программ развития
межрегионального сотрудничества;
11) координация деятельности органов муниципальных
образований в области межрегионального сотрудничества;
12) оказание правовой, информационной, методической,
организационной поддержки органам муниципальных образований по
вопросам межрегионального сотрудничества;
13) обеспечение в пределах своей компетенции выделения
бюджетных средств в порядке, установленном национальным
законодательством, для целей межрегионального сотрудничества;
14) информирование уполномоченного центрального органа
исполнительной власти по межрегиональному сотрудничеству о ходе и
результатах деятельности в области межрегионального
сотрудничества.
Статья 15. Полномочия органов муниципальных образований в
области межрегионального сотрудничества
К полномочиям органов муниципальных образований в области
межрегионального сотрудничества относятся:
1) осуществление сотрудничества с органами муниципальных
образований иностранных государств в соответствии с международными
договорами государства, национальным законодательством, настоящим
Законом, нормативно-правовыми актами и соглашениями о
межрегиональном сотрудничестве государственно-территориальных
(административно-территориальных) образований;
2) принятие нормативно-правовых актов по вопросам
межрегионального сотрудничества на местном уровне в пределах своей
компетенции, осуществление контроля за их соблюдением;
3) осуществление внешнеэкономических связей с уполномоченными
органами муниципальных образований, с юридическими лицами,
общественными организациями иностранных государств в рамках
проектов (программ) межрегионального сотрудничества в соответствии
с соглашениями о межрегиональном сотрудничестве
государственно-территориальных (административно-территориальных)
образований и национальным законодательством;
4) проведение переговоров, подготовка и заключение соглашений
о межрегиональном сотрудничестве по вопросам местного значения с
органами муниципальных образований иностранных государств в
порядке, установленном национальным законодательством;
5) участие в разработке и реализации проектов (программ)
межрегионального сотрудничества государственно-территориального
(административно-территориального) образования;
6) разработка, утверждение, финансирование и реализация
проектов (программ) межрегионального сотрудничества по вопросам
местного значения;
7) создание и участие в деятельности совместных органов по
межрегиональному сотрудничеству на местном уровне, финансирование
их деятельности;
8) назначение должностных лиц в совместные органы по
межрегиональному развитию на местном уровне;
9) информирование уполномоченного органа исполнительной
власти государственно-территориального
(административно-территориального) образования по межрегиональному
сотрудничеству о ходе и результатах деятельности в области
межрегионального сотрудничества на местном уровне.
Статья 16. Участие юридических и физических лиц, общественных
организаций в межрегиональном сотрудничестве
Юридические и физические лица, общественные организации
принимают участие в межрегиональном сотрудничестве на основании
договоров гражданско-правового характера, заключаемых с
заинтересованными иностранными юридическими и физическими лицами,
в связи с практическим осуществлением конкретных мероприятий,
предусмотренных соглашениями о межрегиональном сотрудничестве и
его проектами (программами).
Статья 17. Финансовое обеспечение межрегионального
сотрудничества
1. Расходы на реализацию программ межрегионального
сотрудничества осуществляются за счет бюджетных средств в порядке,
установленном национальным законодательством, а также других
источников, не запрещенных законом.
Для финансирования программ межрегионального сотрудничества
могут использоваться средства международных организаций и
иностранных государств в установленном законом порядке.
2. Объемы государственной финансовой поддержки
межрегионального сотрудничества определяются в установленном
законом порядке согласно государственным программам развития
межрегионального сотрудничества.
3. Финансирование органами власти
государственно-территориальных (административно-территориальных)
образований региональных проектов (программ) развития
межрегионального сотрудничества осуществляется из бюджетов
государственно-территориальных (административно-территориальных)
образований в соответствии с законодательством.
4. Финансирование органами муниципальных образований проектов
(программ) межрегионального сотрудничества по вопросам местного
значения осуществляется из местных бюджетов в соответствии с
законодательством.
5. Внебюджетные источники финансирования межрегионального
сотрудничества привлекаются в соответствии с законодательством.

  Пошук Знайти слова на сторiнцi:     
* тiльки українськi (або рос.) лiтери, мiнiмальна довжина слова 3 символи...