О выборах Верховного Совета Крыма
Органы власти АРК, Верховная Рада АРК; Закон от 17.09.1993378-1
Документ rb0378002-93, утратил силу, текущая редакция — Утрата силы от 20.10.1999, основание - rb0733002-99

                            З А К О Н 
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
( Закон утратил силу на основании Постановления ВР АРК
N 733-2/99 ( rb0733002-99 ) от 20.10.99 )
( Закон утратил силу на основании Закона Автономной Республики
Крым N 1226-1 ( rb1226002-97 ) от 18.06.97 )
О выборах Верховного Совета Крыма
( ВВСК, 1993 г., N 5, ст. 218 )
( В дополнение к Закону см. Закон Республики Крым
N 424-1 ( rb0424002-93 ) от 14.10.93 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Законом ВР АРК
N 463-1 ( rb0463002-93 ) от 09.12.93 )
( Официальное толкование к Закону см. в Постановлении ВС Крыма
N 465-1 ( rb0465002-93 ) от 09.12.93 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением
ВР Украины
N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.94 )
( С изменениями, внесенными в соответствии с Законами ВР АРК
N 808-1 ( rb0808002-96 ) от 05.06.96
N 828-1 ( rb0828002-96 ) от 13.06.96
N 1118-1 ( rb1118002-97 ) от 26.03.97 )

Настоящий Закон определяет порядок подготовки и проведения
выборов депутатов Верховного Совета Крыма.
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Общие определения.
В настоящем Законе:
а) термин "Республика Крым" означает территорию Республики
Крым, включая город Севастополь;
б) термин "активное избирательное право" означает право
участвовать с решающим голосом в избрании депутатов Верховного
Совета Крыма;
в) термин "пассивное избирательное право" означает право быть
избранным в Верховный Совет Крыма;
( Пункт "г" статьи 1 отменен на основании Постановления ВР
Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.94 )
д) термин "претендент" или "список претендентов на кандидаты
в депутаты" означает лицо или список лиц, выдвинутых для
регистрации с целью получения подписных листов и сбора подписей в
свою поддержку для последующей регистрации как кандидата в
депутаты или списка кандидатов в депутаты;
е) термин "кандидат" означает лицо, выдвинутое для избрания
депутатом Верховного Совета Крыма и зарегистрированное окружной
избирательной комиссией в соответствии со статьей 31 настоящего
Закона;
ж) термин "независимый кандидат" означает лицо,
самостоятельно выдвинувшее себя кандидатом в депутаты по
одномандатному избирательному округу в порядке, предусмотренном
частью шестой статьи 27 настоящего Закона, и зарегистрированное
окружной избирательной комиссией в соответствии со статьей 31
настоящего Закона;
з) термин "мандат" означает документ, удостоверяющий
законность полномочий депутата Верховного Совета Крыма;
и) термин "мажоритарная система" означает систему определения
результатов голосования, по которой избранным считается кандидат,
набравший установленное законом большинство голосов;
к) термин "пропорциональная система представительства"
означает систему определения результатов голосования, в основу
которой положен принцип пропорциональности между поданными за
политическую партию голосами избирателей и полученными ею
мандатами;
л) термин "избирательный округ" означает территорию, от
которой избираются депутаты Верховного Совета Крыма;
м) термин "одномандатный (униноминальный) избирательный
округ" означает избирательный округ, от которого избирается один
депутат Верховного Совета Крыма;
н) термин "многомандатный (полиноминальный) избирательный
округ" означает избирательный округ, образуемый на всей территории
Республики Крым (включая город Севастополь), от которого
избирается 14 депутатов Верховного Совета Крыма;
о) термин "избирательный участок" означает территориальную
единицу, создаваемую в избирательном округе для проведения
голосования и подсчета голосов;
п) термин "политическая партия" означает республиканскую
(Крымскую) политическую партию, зарегистрированную в соответствии
с Законом Республики Крым "Об объединениях граждан"
( rb290a002-93 );
р) термин "избирательный блок" означает объединение
несколькими политическими партиями списка выдвинутых ими
кандидатов в сводный список;
с) термин "избирательная комиссия" означает орган, специально
образуемый для проведения выборов в Верховный Совет Крыма, и
включает: Центральную избирательную комиссию, окружную
избирательную комиссию и участковую избирательную комиссию;
т) термин "избирательный бюллетень" означает избирательный
документ для тайного голосования, форма которого установлена
Центральной избирательной комиссией;
у) термин "избирательный ценз" означает условия
предоставления гражданину избирательных прав, установленных
Конституцией Республики Крым ( rb076a002-92 ) и настоящим Законом;
ф) термин "избирательная квота" означает число голосов
избирателей, необходимое для получения одного мандата в
многомандатном избирательном округе:
х) термин "избирательный залог" означает средства обеспечения
исполнения требований избирательного законодательства;
ц) термин "средства массовой информации" означает газеты,
журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистику, иные
периодические формы массовой информации.
Статья 2. Основы выборов.
Депутаты Верховного Совета Крыма избираются по одномандатным
или многомандатному избирательным округам сроком на четыре года на
основе всеобщего и равного избирательного права при тайном
голосовании в ходе прямых выборов по смешанной системе.
Кандидат в депутаты может баллотироваться только по одному
избирательному округу: либо по многомандатному, либо по
одномандатному, входящему в административно-территориальную
единицу, где кандидат постоянно проживает.
Статья 3. Всеобщее избирательное право.
Выборы депутатов Верховного Совета Крыма являются всеобщими:
а) все граждане, достигшие на день выборов 18 лет и постоянно
проживающие на территории Республики Крым, имеют право избирать
депутатов Верховного Совета Крыма;
б) депутатом Верховного Совета Крыма может быть избран
гражданин, достигший на день выборов 21 года, постоянно
проживающий на территории Республики Крым не менее одного года;
в) гражданин, признанный судом недееспособным, не обладает
избирательным правом. Осуществление избирательного права
приостанавливается для лица, содержащегося по приговору суда в
местах лишения свободы, а также для лица, находящегося по решению
суда в местах принудительного лечения;
г) какие-либо прямые или косвенные льготы либо ограничения
избирательных прав граждан в зависимости от происхождения,
политических взглядов, социального и имущественного положения,
расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка,
отношения к религии, политических убеждений, рода и характера
занятий, не предусмотренные настоящим Законом, запрещаются. ( Статья 3 с изменениями, внесенными в соответствии с
Постановлением ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от 17.11.94, в
редакции Закона N 808-1 ( rb0808002-96 ) от 05.06.96 )
Статья 4. Равное избирательное право.
Выборы депутатов Верховного Совета Крыма являются равными:
каждый избиратель имеет в одномандатном и многомандатном округах
по одному голосу, и эти голоса равноценны голосу каждого другого
гражданина, обладающего активным избирательным правом. Избиратели
участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 5. Прямое избирательное право.
Выборы депутатов Верховного Совета Крыма, избираемых в
одномандатных избирательных округах, являются прямыми. Депутаты
избираются избирателями непосредственно, без посредников.
Статья 6. Тайное голосование.
Избиратели голосуют лично и тайно. Контроль за
волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 7. Проведение выборов избирательными комиссиями.
Подготовка и проведение выборов депутатов Верховного Совета
Крыма обеспечивается избирательными комиссиями.
Статья 8. Гласность при подготовке и проведении выборов.
Подготовка и проведение выборов осуществляется гласно. Обо
всех мероприятиях (встречах, заседаниях) по организации выборов
должно быть публично оповещено не позднее чем за два дня до начала
мероприятия.
Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе: об
образовании избирательных округов и избирательных участков;
составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий;
о списках избирателей, результатах регистрации кандидатов в
депутаты, результатах голосования и результатах выборов.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и
проведения выборов Верховного Совета Крыма. Их представители имеют
право беспрепятственно участвовать во всех мероприятиях,
организуемых избирательными комиссиями, а также получать
информацию о подготовке и проведении выборов.
Статья 9. Расходы, связанные с проведением выборов.
Расходы, связанные с проведением выборов Верховного Совета,
производятся за счет государства.
Глава II
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Статья 10. Образование избирательных округов.
Для организации и проведения выборов по мажоритарной системе
территория Республики Крым делится на 66 одномандатных
избирательных округов с учетом административно-территориального
устройства и примерно равной численностью избирателей. Отклонение
числа избирателей от средней по республике численности избирателей
в избирательном округе не может превышать 24 процентов. Размер,
границы и центры округов устанавливаются и доводятся до всеобщего
сведения Центральной избирательной комиссией не менее чем за 80
дней до выборов. ( Часть первая статьи 10 в редакции Закона ВР АРК
N 463-1 ( rb0463002-93 ) от 09.12.93 )
Образуется также один многомандатный избирательный округ, по
которому в голосовании участвуют все имеющие активное
избирательное право граждане Республики Крым. По этому округу,
согласно пропорциональной системе представительства, избирается 14
депутатов Верховного Совета Крыма.
Статья 11. Образование избирательных участков.
Для проведения голосования и подсчета голосов на выборах
депутатов Верховного Совета Крыма избирательные округа делятся на
избирательные участки.
Избирательные участки создаются окружными избирательными
комиссиями не позднее чем за 60 дней до выборов с численностью до
трех тысяч избирателей, а в исключительных случаях, при наличии,
уважительных причин, с меньшим или большим числом избирателей.
Глава III
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 12. Система избирательных комиссий.
Организацию и проведение выборов в Верховный Совет Крыма
осуществляют:
а) Центральная избирательная комиссия;
б) окружные избирательные комиссии;
в) участковые избирательные комиссии.
Статья 13. Членство в избирательных комиссиях.
Членом избирательной комиссии может быть гражданин,
постоянно проживающий на территории Республики Крым и обладающий
активным избирательным правом. ( Часть первая статьи 13 отменена
на основании Постановления ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от
17.11.94, в редакции Закона N 808-1 ( rb0808002-96 ) от 05.06.96 )
Член избирательной комиссии не может быть кандидатом в
депутаты Верховного Совета Крыма, уполномоченным по выборам лицом,
наблюдателем за ходом выборов.
Председатель избирательной комиссии не может принимать
участие в деятельности объединения граждан.
Все политические партии и общественные организации,
принимающие участие в выборах, имеют право на равное
представительство во всех избирательных комиссиях и могут быть
представлены в них не более чем одним членом.
Во время избирательной кампании член избирательной комиссии
не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован,
подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в
судебном порядке, без согласия Центральной избирательной комиссии.
Член избирательной комиссии на протяжении всего периода
работы в комиссии не может быть уволен либо переведен на другую
работу или должность без его согласия.
По решению избирательной комиссии, утверждаемому Центральной
избирательной комиссией, один или более ее членов могут быть
освобождены на весь срок деятельности комиссии или на часть этого
срока от работы или служебных обязанностей по основному месту
работы с выплатой вознаграждения за работу в избирательной
комиссии в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.
Статья 14. Центральная избирательная комиссия.
Центральная избирательная комиссия является высшей
институцией по организации и проведению выборов.
Центральная избирательная комиссия образуется не позднее чем
за 90 дней до дня выборов в составе не менее 13 человек.
Председатель и члены комиссии назначаются Верховным Советом
Крыма сроком на 4 года по представлению Президиума Верховного
Совета Крыма.
Центральная избирательная комиссия:
а) организует подготовку и проведение выборов депутатов
Верховного Совета Крыма;
б) осуществляет на всей территории Республики контроль за
исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное
применение в ходе подготовки и проведения выборов;
в) издает на основании настоящего Закона инструкции и
разъяснения относительно организации выборов; в случае
необходимости входит в Президиум Верховного Совета Крыма с
представлением о толковании настоящего Закона;
г) образует избирательные округа, присваивает им
наименования;
д) направляет деятельность окружных и участковых
избирательных комиссий;
е) распределяет средства по избирательным комиссиям,
контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями,
транспортом, связью и рассматривает другие вопросы
материально-технического обеспечения выборов;
ж) устанавливает формы избирательных бюллетеней по выборам
депутатов Верховного Совета Крыма, списков избирателей, протоколов
заседаний избирательных комиссий, подписных листов, других
избирательных документов, образцы урн для голосования и
избирательных конвертов, печатей избирательных комиссий,
обеспечивает их изготовление и определяет порядок хранения;
з) определяет порядок использования государственных средств
массовой информации в связи с проведением выборов; публикует
сообщение об итогах выборов и список избранных депутатов
Верховного Совета Крыма;
к) передает мандатной комиссии Верховного Совета Крыма
документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов;
л) в случае необходимости организует проведение повторных и
дополнительных выборов;
м) рассматривает вопросы об отмене решения об отказе в
регистрации кандидата в депутаты в случаях, предусмотренных частью
3 статьи 31 настоящего Закона;
н) решает вопросы, связанные с организацией отзыва депутата
Верховного Совета Крыма;
о) назначает выборы депутатов Верховного Совета Крыма взамен
выбывших по одномандатным избирательным округам и обеспечивает их
проведение, определяет депутатов Верховного Совета Крыма взамен
выбывших по многомандатному избирательному округу в соответствии с
пунктом "б" статьи 62 настоящего Закона;
п) публикует даты начала и окончания избирательных
мероприятий;
р) регистрирует участвующие в выборах партии, избирательные
блоки, выдает соответствующие удостоверения кандидатам в депутаты;
с) принимает на депозит залог от кандидатов и политических
партий в соответствии со статьей 28 настоящего Закона;
т) устанавливает порядок распределения и использования
средств, предназначенных для проведения выборов, распределяет
денежные средства окружным избирательным комиссиям и участвующим в
выборах политическим партиям, осуществляет контроль за
обеспечением избирательных комиссий помещениями, транспортом,
средствами связи и рассматривает иные вопросы
материально-технического обеспечения выборов;
у) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
окружных и участковых избирательных комиссий, отменяет решения
перечисленных комиссий, приостанавливает их действие или принимает
другие решения по этим вопросам;
ф) осуществляет функции окружной избирательной комиссии
многомандатного избирательного округа, предусмотренные статьей 15
настоящего Закона;
х) определяет порядок сбора подписей в поддержку претендента
на кандидата в депутаты Верховного Совета Крыма в одномандатном
избирательном округе и порядок сбора подписей в поддержку списка
претендентов на кандидаты в депутаты Верховного Совета Крыма от
политической партии в многомандатном избирательном округе;
ц) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
Законом и другими законами Республики Крым и Украины.
Статья 15. Окружные избирательные комиссии.
Окружные избирательные комиссии образуются Центральной
избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня выборов в
составе председателя и членов комиссии в количестве не менее 10
человек.
Срок полномочий окружных избирательных комиссий прекращается
после признания полномочий избранного депутата.
Окружная избирательная комиссия на территории своего
избирательного округа:
а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона;
б) образует избирательные участки, назначает председателей и
членов участковых избирательных комиссий;
в) контролирует составление списков избирателей и
представление их для всеобщего ознакомления;
г) регистрирует кандидатов в депутаты Верховного Совета, их
уполномоченных по выборам, обеспечивает ознакомление избирателей с
биографическими данными кандидатов;
д) регистрирует уполномоченного по выборам от самостоятельно
участвующей в выборах партии в данном избирательном округе, выдает
ему соответствующее удостоверение;
е) предоставляет равные права кандидатам для участия в
предвыборной кампании;
ж) утверждает текст избирательного бюллетеня, обеспечивает
снабжение бюллетенями участковых избирательных комиссий;
з) устанавливает и публикует результаты выборов по
избирательному округу, выдает удостоверение избранному депутату;
и) организует проведение второго тура голосования и повторных
выборов, а также выборов депутата вместо выбывшего;
к) рассматривает заявления и жалобы на действия и решения
участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
л) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
Законом и другими законами Республики Крым и Украины.
Статья 16. Участковые избирательные комиссии.
Участковые избирательные комиссии образуются соответствующей
окружной избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до дня
выборов в составе председателя и членов комиссии в количестве не
менее 6 человек.
Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает
после признания полномочий избранного депутата.
Участковая избирательная комиссия:
а) составляет список избирателей по участку;
б) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей,
принимает и рассматривает заявления о неправильностях в списке и
решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;
в) оповещает население о дне выборов и месте проведения
голосования;
г) обеспечивает подготовку помещения для голосования и урн
для голосования;
д) организует на избирательном участке голосование в день
выборов;
е) принимает от избирателей, сменивших место своего
пребывания в период между представлением списков избирателей для
всеобщего ознакомления и днем выборов, избирательные бюллетени в
закрытых конвертах и обеспечивает тайну волеизъявления
избирателей;
ж) проводит подсчет голосов, поданных на избирательном
участке;
з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки
выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
и) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
Законом и другими законами Республики Крым и Украины.
Статья 17. Организация работы избирательных комиссий.
Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии
избираются на заседании комиссии.
Заседания избирательных комиссий являются правомочными, если
в них принимают участие не менее двух третей членов комиссии.
Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством
голосов присутствующих. При распределении голосов поровну,
решающим является голос председателя комиссии. Члены комиссии, не
согласные с решением, вправе высказать в письменном виде особое
мнение, которое прилагается к протоколу.
Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их
полномочий, обязательны для исполнения всеми участниками
избирательного процесса.
Все заседания избирательных комиссий являются открытыми. В
них имеют право принимать участие наблюдатели, назначенные
политическими партиями, уполномоченные лица и наблюдатели
независимых кандидатов в депутаты, а также представители средств
массовой информации.
Статья 18. Жалобы на решения избирательных комиссий.
Решения избирательных комиссий могут быть обжалованы
кандидатами в депутаты, их уполномоченными по выборам лицами,
наблюдателями за ходом выборов, избирателями в вышестоящую
избирательную комиссию, а в случаях, предусмотренных настоящим
Законом, - в суд.
Решения Центральной избирательной комиссии являются
окончательными и обжалованию не подлежат.
Жалобы в судах рассматриваются по правилам гражданского
судопроизводства в трехдневный срок, а если до выборов осталось
менее четырех дней - незамедлительно.
Статья 19. Организационно-материальное обеспечение и
содействие деятельности избирательных комиссий.
Органы государственной власти, местного и регионального
самоуправления, должностные лица, объединения граждан, средства
массовой информации, предприятия, учреждения, организации обязаны
оказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении ими
своих полномочий и обеспечивать исполнение решений избирательных
комиссий.
Обращения и запросы избирательной комиссии по вопросам,
связанным с подготовкой и проведением выборов, подлежат
рассмотрению органами государственной власти, местного и
регионального самоуправления, должностными лицами, объединениями
граждан, предприятиями, учреждениями и организациями с дачей
письменного мотивированного ответа и представления запрашиваемых
документов в трехдневный срок со дня получения обращения или
запроса.
Органы государственной власти, местного и регионального
самоуправления, государственные предприятия, учреждения и
организации обязаны предоставлять избирательным комиссиям
безвозмездно помещения и оборудование для подготовки и проведения
выборов.
Для выполнения вспомогательных работ избирательная комиссия
вправе нанимать необходимое количество технических работников.
Материально-техническое и транспортное обеспечение Центральной
избирательной комиссии осуществляется Управлением делами
Верховного Совета Крыма.
Члены Центральной избирательной комиссии в пределах срока
своих полномочий имеют право на бесплатный проезд на всех видах
пассажирского транспорта, в том числе междугородного автобусного,
троллейбусного, железнодорожного и морского в пределах Республики
Крым.
Статья 20. Оплата работы членов избирательной комиссий.
Председатели и члены избирательных комиссий получают за свою
работу в избирательных комиссиях оклад в соответствии с тарифами,
утвержденными Правительством Крыма.
Статья 21. Изменение состава избирательных комиссий.
Председатели и члены избирательных комиссий могут быть
освобождены от своих обязанностей в комиссии органом, утвердившим
состав комиссии, в случаях:
а) подачи личного заявления об освобождении от обязанностей
председателя, члена комиссии;
б) систематического игнорирования и невыполнения своих
обязанностей;
в) нарушения требований настоящего Закона;
г) при невыполнении требований, установленных частями 3 и 4
статьи 13 настоящего Закона.
Новый председатель, а в случае необходимости член
избирательной комиссии назначается в установленном настоящим
Законом порядке.
Глава IV
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 22. Составление списков избирателей.
Список избирателей для голосования составляется по каждому
избирательному участку в двух экземплярах участковой избирательной
комиссией и подписывается ее председателем и секретарем.
Списки составляются на основании данных, представленных не
позднее чем за 30 дней до дня выборов исполкомами местных Советов,
а в г. Севастополе - местной государственной администрацией,
обеспечивающими учет избирателей, проживающих на определенной
территории. Участковая избирательная комиссия принимает меры для
проведения сверки избирателей.
Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в
больницах и в других стационарных лечебных учреждениях,
составляются на основании данных, представленных руководителями
указанных учреждений.
Списки военнослужащих, являющихся гражданами Республики Крым
и находящихся в воинских частях, расположенных на территории
Республики Крым, а также членов семей военнослужащих, других лиц,
если они проживают в районах расположения воинских частей,
составляются на основе данных, представляемых командирами воинских
частей.
Статья 23. Порядок включения граждан в список избирателей.
В список избирателей включаются все имеющие активное
избирательное право граждане, постоянно проживающие на время
составления списков на территории данного избирательного участка.
Граждане, проходящие срочную воинскую или альтернативную
службу в воинских частях, подразделениях и формированиях,
расположенных на территории Республики Крым, включаются в списки
избирателей по месту расположения воинской части или
подразделения.
(Предполагается прохождение военнослужащими гражданами
Республики Крым срочной воинской или альтернативной службы на
территории Республики Крым).
Граждане из числа аттестованного состава Вооруженных сил,
Национальной гвардии, Службы безопасности, войск и органов
Министерства внутренних дел, иных военизированных формирований
включаются в списки избирателей того избирательного участка, на
территории которого они проживают.
В список избирателей по избирательным участкам, образованным
в больницах и в других стационарных лечебных учреждениях,
включаются только граждане, имеющие активное избирательное право.
( Статья 23 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом
N 808-1 ( rb0808002-96 ) от 05.06.96 )
Статья 24. Дополнительный список избирателей.
Дополнительный список избирателей составляется после
составления основного списка в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к основному списку.
В дополнительный список включаются по их письменному
заявлению избиратели, не включенные в основной список в связи с
переменой места жительства до начала составления списков
избирателей или в результате ошибки избирательной комиссии.
Дополнительный список избирателей подписывается председателем
и секретарем участковой комиссии.
Статья 25. Ознакомление граждан со списками избирателей
и право обжалования неправильностей в списке
избирателей.
Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления
в помещении участковой избирательной комиссии не позднее чем за 15
дней до выборов. На избирательных участках, образованных в
больницах и других стационарных лечебных учреждениях, списки
избирателей представляются за два дня до выборов.
Каждому гражданину предоставляется право обжаловать
невключение, неправильное включение в список или исключение из
списка, а также ошибки в указании данных об избирателе.
Заявление о неправильностях в списке рассматривается
участковой избирательной комиссией не позднее чем в двухдневный
срок со дня поступления заявления, а накануне и в день выборов -
немедленно, с внесением необходимых исправлений в список либо с
выдачей заявителю копии мотивированного решения об отклонении его
заявления. Это решение может быть обжаловано в районный, городской
суд не позднее чем за пять календарных дней до дня выборов,
который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение суда
является окончательным. Исправление в списках в соответствии с
решением суда производится участковой избирательной комиссией.
Пропущенные сроки подачи заявлений и жалоб не
восстанавливаются, замечания и жалобы, поданные с нарушением
срока, не рассматриваются.
Статья 26. Обеспечение избирательного права граждан при
перемене места их пребывания.
При перемене избирателем места своего пребывания в период
между представлением списков избирателей для всеобщего
ознакомления и днем выборов участковая избирательная комиссия по
просьбе избирателя и при предъявлении паспорта или иного
документа, удостоверяющего личность, выдает избирателю бюллетень
под роспись. Заполненный бюллетень в закрытом конверте опускается
избирателем в опломбированную или опечатанную урну для голосования
и хранится участковой избирательной комиссией до дня проведения
выборов. О дате выдачи избирательного бюллетеня в списке
избирателей делается соответствующая отметка.
В участковой избирательной комиссии может быть не более
одной урны для предварительного голосования. ( Статья 26 дополнена
частью второй в соответствии с Законом N 828-1 ( rb0828002-96 ) от
13.06.96 )

Глава V
ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ
Статья 27. Порядок выдвижения претендентов на кандидаты
в депутаты Верховного Совета Крыма.
Право выдвижения претендентов на кандидаты в депутаты
Верховного Совета Крыма по одномандатным избирательным округам
имеют объединения граждан с общекрымским статусом,
зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством
не позднее чем за тридцать пять дней до дня проведения выборов, и
трудовые коллективы, насчитывающие не менее 200 человек.
Право выдвижения претендентов на кандидаты в депутаты
Верховного Совета Крыма по многомандатному избирательному округу
имеют политические партии, их избирательные блоки,
зарегистрированные в установленном Законом Республики Крым "Об
объединениях граждан" порядке не позднее чем за 35 дней до дня
проведения выборов.
Указанные в части второй настоящей статьи объединения граждан
выдвижение своих претендентов на кандидаты в депутаты Верховного
Совета Крыма по многомандатному избирательному округу осуществляют
путем подачи списков претендентов (кандидатов). В список должно
быть включено не менее 20 претендентов (кандидатов).
Список претендентов (кандидатов) в депутаты Верховного Совета
Крыма от этих объединений граждан должен быть поддержан подписями
избирателей, составляющих не менее одного процента от числа
избирателей Республики Крым.
Количество подписей, равное одному проценту от числа
избирателей Республики Крым, и порядок сбора подписей в поддержку
списка претендентов на кандидаты в депутаты Верховного Совета
Крыма от объединений граждан, их избирательных блоков в
соответствии с законодательством устанавливается Центральной
избирательной комиссией.
Отдельные граждане могут выдвинуть свою кандидатуру в
депутаты по одномандатным избирательным округам,если им будет
оказана поддержка не менее 200 избирателей соответствующего
избирательного округа. ( Часть шестая статьи 27 с изменениями,
внесенными в соответствии с Законом N 808-1 ( rb0808002-96 ) от
05.06.96 )
Порядок сбора подписей в поддержку претендента на кандидата в
депутаты Верховного Совета Крыма в соответствии с
законодательством определяется Центральной избирательной
комиссией.
Выдвижение претендентов на кандидаты в депутаты Верховного
Совета Крыма начинается на следующий день после объявления решения
о проведении выборов и заканчивается за 35 дней до выборов. ( Статья 27 отменена (о гражданстве Республики Крым на
основании Постановления ВР Украины N 250/94-ВР ( 250/94-ВР ) от
17.11.94 )
Статья 28. Избирательный залоге.
Для участия в выборах кандидат в депутаты или политическая
партия (за каждого из выдвинутых ею кандидатов) обязаны внести
залог на депозит Центральной избирательной комиссии в размере двух
установленных Законом минимальных размеров заработной платы.
Залог возвращается победившему на выборах кандидату, а также
наследникам кандидата, выбывшего из участия в выборах ввиду
смерти. В этих же случаях залог возвращается внесшей его
политической партии. В остальных случаях залоги обращаются в
республиканский бюджет.
Статья 29. Заявительные документы о регистрации
претендентов на кандидаты в депутаты.
Объединения граждан и трудовые коллективы, выдвигающие
претендентов на кандидаты в депутаты Верховного Совета Крыма,
должны представить в Центральную избирательную комиссию следующие
документы:
а) нотариально заверенную копию документа о регистрации;
б) заявление об участии в выборах, с указанием избирательных
округов, по которым указанные организации предусматривают
выдвижение своих кандидатов;
в) список кандидатов, выдвигаемых по многомандатному
избирательному округу, утвержденный ее центральным органом;
г) документ, подтверждающий поддержку списка кандидатов в
депутаты Верховного Совета Крыма избирателями Республики в
соответствии со статьей 27 настоящего Закона;
д) выписки из решений о выдвижении каждого из кандидатов по
конкретным одномандатным избирательным округам;
е) письменное согласие выдвинутых кандидатов на выдвижение их
по конкретным избирательным округам. В этом согласии должно
содержаться обязательство кандидата о прекращении им в случае его
избрания депутатом несовместимой со статусом депутата
деятельности;
ж) документы, подтверждающие внесение избирательного залога
за каждого из выдвигаемых кандидатов.
Отдельные лица, выдвинувшие себя кандидатами в депутаты, в
окружные избирательные комиссии должны представить:
а) заявление о самовыдвижении кандидатом в депутаты по
конкретному одномандатному избирательному округу. В заявлении
должно содержаться обязательство кандидата о прекращении им в
случае избрания депутатом несовместимой со статусом депутата
деятельности;
б) документ, подтверждающий поддержку его кандидатуры в
соответствии со статьей 27 настоящего Закона;
в) документ, подтверждающий внесение им избирательного
залога. Должны быть также указаны фамилия и полное имя кандидата,
дата и место его рождения, место жительства, род занятий, сведения
об образовании.
Подача заявительных документов производится в сроки,
указанные в статье 27 настоящего Закона.
При получении заявительных документов политических партий
Центральная избирательная комиссия должна в течение двух дней
обратиться в орган, зарегистрировавший устав партии, относительно
подтверждения факта регистрации. Подтверждение должно быть
отправлено Центральной избирательной комиссии в двухдневный срок.
В случае поступления сообщения о каких-либо недостатках в
регистрации Центральная избирательная комиссия должна
незамедлительно известить об этом уполномоченное лицо политической
партии, Подача заявительных документов политической партии.
Подача заявительных документов политической партией в
Центральную избирательную комиссию считается представлением их в
окружную избирательную комиссию. В этом случае Центральная
избирательная комиссия после проведения проверки поступивших
заявительных документов сама направляет их в соответствующие
окружные избирательные комиссии для регистрации.
Статья 30. Уполномоченное по выборам лицо.
Наблюдатели за ходом выборов.
При подаче избирательных документов политической партией или
отдельным кандидатом должны быть указаны фамилии и адреса
уполномоченных ими по выборам лиц. Каждый из кандидатов в депутаты
вправе иметь до 3 уполномоченных по выборам лиц, которых кандидаты
и политические партии определяют по своему усмотрению.
Избирательная комиссия после регистрации уполномоченных по выборам
лиц выдает им удостоверения. Уполномоченное по выборам лицо не
может состоять в избирательной комиссии Кандидат и политическая
партия вправе в любое время до выборов заменить уполномоченных по
выборам лиц. Полномочия уполномоченных по выборам лиц истекают
после подведения итогов выборов по избирательному округу.
Кандидаты от политических партий и отдельные кандидаты вправе
иметь наблюдателей за ходом выборов в количестве, равном
количеству избирательных комиссий, организующих избирательную
кампанию, в которой участвуют. Избирательная комиссия после
регистрации наблюдателей за ходом выборов выдает им удостоверения.
Наблюдатели за выборами вправе присутствовать в день голосования и
подсчета голосов при работе избирательных комиссий, требовать от
председателя и членов комиссии, а также от находящихся в помещении
для голосования лиц соблюдения настоящего и других законов
Республики Крым и Украины.
Статья 31. Регистрация кандидатов.
Каждый кандидат в депутаты Верховного Совета Крыма может быть
включен в список кандидатов, выдвинутых только от одной
политической партии по многомандатному избирательному округу, либо
баллотироваться только по одному одномандатному избирательному
округу.
В случае выдвижения лица кандидатом от нескольких
политических партий по многомандатному избирательному округу или
выдвижения этого лица более чем по одному одномандатному
избирательному округу Центральная избирательная комиссия требует
от него сделать выбор, по какому избирательному округу и от какой
политической партии он желал бы баллотироваться. Если кандидат за
30 дней до выборов не сообщает о своем выборе, он исключается из
всех списков кандидатов по многомандатному и одномандатным
избирательным округам, залог в этом случае не возвращается.
Кандидаты в депутаты Верховного Совета Крыма регистрируются
соответствующими окружными избирательными комиссиями. Отказ в
регистрации может быть в трехдневный срок обжалован в Центральную
избирательную комиссию и в суд.
Сведения о регистрации кандидатов публикуются
соответствующими окружными избирательными комиссиями в трехдневный
срок после регистрации.
Зарегистрированному в установленном порядке кандидату в
депутаты Верховного Совета Крыма выдается удостоверение, образец
которого утверждается Центральной избирательной комиссией.
К регистрации по избирательному округу представляется любое
число кандидатов.
Выборы не проводятся, если в избирательном округе
зарегистрированными оказалось менее чем по два кандидата на каждое
вакантное место депутата, а в многомандатном избирательном округе,
кроме того, избирательные списки подало менее двух политических
партий. В этом случае Центральная избирательная комиссия назначает
новый срок выборов, причем перерегистрация кандидатов не
требуется.
Статья 32. Избирательные блоки.
Не менее чем за 35 дней до выборов несколькими политическими
партиями могут быть объединены списки выдвинутых ими кандидатов, о
чем они сообщают в письменном виде в Центральную избирательную
комиссию. Сводные списки считаются одним списком кандидатов.
Статья 33. Право взять обратно заявительные документы.
Политическая партия, а также кандидат вправе в любое время,
однако не позднее чем за 15 дней до дня проведения выборов, взять
обратно свои заявительные документы, в связи с чем они обращаются
в Центральную избирательную комиссию, а также сообщают выдвинувшей
их политической партии.
Если заявительные документы забираются состоящей в коалиции
партией, ее кандидаты исключаются из списка кандидатов, название
коалиции может быть изменено. Если при возврате заявительных
избирательных документов в коалиции остаются кандидаты только от
одной партии, они принимают участие в выборах как кандидаты от
этой партии.
Статья 34. Начало избирательной кампании.
По завершении срока регистрации кандидатов Центральная
избирательная комиссия в течение одного дня обращается в органы,
уполномоченные регистрировать объединения граждан, за сведениями о
приостановлении или прекращении деятельности политических партий,
выдвинувших кандидатов. На следующий день после получения
официального подтверждения Центральная избирательная комиссия при
участии уполномоченных лиц политических партий организует путем
жеребьевки по отдельным спискам присвоение порядковых номеров
политическим партиям, участвующим в выборах.
Не позднее чем за 30 дней до выборов Центральная
избирательная комиссия оглашает списки кандидатов, выдвинутых от
политических партий, принимавших участие в выборах, с присвоенными
им номерами. Со дня такого оглашения начинается избирательная
кампания.
Глава VI
ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ
Статья 35. Право кандидата выступать на собраниях,
пользоваться средствами массовой
информации, получать информацию.
Кандидаты в депутаты Верховного Совета Крыма после оглашения
списков кандидатов имеют равное право выступать на предвыборных и
иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в государственных
средствах массовой информации и объявлять свою предвыборную
программу.
Государственные органы и их должностные лица обязаны
оказывать кандидатам содействие в организации встреч с
избирателями, в получении необходимой информации, за исключением
информации, не подлежащей опубликованию.
Использование кандидатами своего служебного положения для
ведения предвыборной кампании не допускается.
Статья 36. Освобождение кандидата от работы или служебных
обязанностей на срок проведения избирательной
кампании.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Верховного Совета
Крыма на время организации проведения встреч с избирателями,
выступления на предвыборных собраниях, по телевидению и радио
освобождается, по его просьбе, от работы или служебных
обязанностей.
Статья 37. Неприкосновенность кандидата.
Кандидат в депутаты Верховного Совета Крыма во время
избирательной кампании не может быть привлечен к уголовной
ответственности, арестован, подвергнут мерам административного
взыскания, налагаемым в судебном порядке за действия, совершенные
во время избирательной кампании, без согласия Центральной
избирательной комиссии.
Глава VII
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 38. Основы предвыборной агитации.
Политические партии и отдельные кандидаты могут приступить к
предвыборной агитации со дня начала избирательной кампании.
Предвыборная агитация может осуществляться в любых формах и
любыми способами, за исключением тех, которыми нарушаются
Конституция и Законы Республики Крым и Украины.
Программа кандидата или политической партии не должна
разглашать сведения, составляющие государственную или иную тайну,
которая специально охраняется Законом, а также содержать призывы к
насильственному свержению или изменению существующего
конституционного строя и территориальной целостности Крыма,
пропаганде войны, насилия и жестокости, разжиганию межнациональной
розни, религиозной нетерпимости. В случае нарушения этого правила
Центральная избирательная комиссия самостоятельно или по
представлению окружной избирательной комиссии в соответствии с
заключением прокурора может рассмотреть вопрос об отмене решения
регистрации кандидатов.
В ходе избирательной кампании должностным лицам органов
государственной власти и управления, а также работникам
государственных средств массовой информации запрещается, используя
служебное положение, вести в любой форме предвыборную агитацию или
пытаться иным способом воздействовать на волю избирателей.
Если такие лица являются кандидатами, они могут выступать в
средствах массовой информации только в порядке, предусмотренном
статьей 39 настоящего Закона. Если исполнение их служебных
обязанностей требует сообщения средствам массовой информации
важных сведений, они могут осуществить это только на
пресс-конференции.
Статья 39. Условия и порядок пользования средствами
массовой информации в ходе предвыборной
кампании.
Политическим партиям, выдвинувшим список кандидатов,
предоставляется право бесплатного пользования государственными
средствами массовой информации. Конкретный объем и время радио- и
телепередач, предназначенных для предвыборной агитации,
устанавливаются Центральной избирательной комиссией по
согласованию с руководителями радио и телевидения и распределяются
с соблюдением принципа равенства между политическими партиями,
участвующими в выборах, и между независимыми кандидатами.



вверх